Рекомендации для родителей 4-х классов

 

Полезные советы для родителей первоклассников

  Всем известно, что с поступлением ребенка в 1 класс в его сознании, психике, поведении происходят значительные изменения. Новый коллектив, учитель в новыми требованиями, огромный поток информации, новые обязанности несомненно сказываются на первоклассниках в этот период адаптации. Каждый ведет себя по – разному в зависимости от характера, подготовленности и все – таки этот сложный переход к школьной жизни у большинства вызывает усталость, утомляемость, нервозность, тошноту, головокружение, бледность, круги под глазами, повышается восприимчивость к заболеваниям.

 Родители должны быть особенно внимательны к детям, осторожны в поведении, разговорах. Самим быть спокойнее, сдерживать раздражительность если что – то не получается у ребенка. Объяснять терпеливо, без крика. Внушать, если ребенок будет стараться, обязательно получится. Чаще советоваться с учителем, выяснять причины неуспеваемости, неудач.

  Нельзя забывать о хрупкости, утомляемости детского организма.

     Особое внимание уделять учебе. Дети должны понять, что учение – это самое главное, чем они теперь должны заниматься. И не только родители оценивают их труд, а учитель и школа в целом. Ребенок должен почувствовать, что дома тоже понимают важность его новых обязанностей, ждут от него отдачи, старания, ответственности, верят в его силы, готовы помочь.

  Все родители очень хотят, чтобы их дети отлично учились. Но важно учитывать, что разным детям и помогать нужно по-разному. Важно помнить, что чрезмерное внимание, опека или полная бесконтрольность пользы не принесут. Вы всегда сможете вовремя помочь своим детям, будьте в курсе его школьных дел, если постараетесь, чтоб у первоклассника выработалась привычка рассказывать родителям обо всем, что происходило в школе. Терпеливо выслушивайте рассказы детей, расспрашивайте, что нового, интересного узнал ребенок на уроках, что запомнил, что понравилось. Это поможет выявить склонность к отдельным предметам. Если родители постоянно контролируют успеваемость ребенка, они вовремя могут выявить и пробелы в знаниях, что поможет эти пробелы восполнить.

  В таких случаях, как правило, дети учатся хорошо, прилежно, знают, что за их успехи и поведение переживают родители. Но если ребенок замкнут в своих впечатлениях, нужно побудить его к тому, чтоб он поделился с вами своими новостями. Но к сожалению бывает и такое, ребенок с радостью возвращается из школы домой, торопится рассказать, как учитель похвалил его за хорошую работу, какие интересные задания выполнялись. Но мама занята домашними делами, либо у нее плохое настроение, не ладится со здоровьем, и между делом говорит дочери(сыну) «молодец» , продолжая дела. Ребенка исчезает желание поделиться успехами в следующий раз.

Особенно осторожны должны быть родители в отношении неудач ребенка. Нельзя детей ругать, стыдить, унижать его личность.

 Одной из главных задач родителей становится воспитание ответственности за свои школьные дела, поведению в школе, воспитание привычки самому о себе заботиться. Если у ребенка нет дома никаких обязанностей, то и к школьным он относится без ответственности. С первых дней приучайте детей самих о себе заботиться: собирать портфель, убирать свои вещи и т.д. пока они малы – они выполняют ваши просьбы, но подрастут – заставить их что - либо сделать будет трудно. Старайтесь помогать им в том, что они не смогут сделать сами, при этом не надо говорить им, что они ничего не умеют. Наоборот, поддержите, убедите, что все получится. Похвалите самую мелочь.

  При выполнении домашней работы в комнате должна быть тишина, ничто не должно мешать ученику сосредоточиться. Работа должна длиться 20-30 минут, затем 5-10 минут отдых. Помощь родителей не должна перерастать в делание уроков за ребенка.

 Особенно внимательно относитесь к организации отдыха ребенка. Нельзя назвать отдыхом, если приходя из школы ребенок смотрит телевизор. Непрерывная работа зрения приводит к утомлению. Плохо, если ребенок отдыхает малоподвижно это приводит к мышечному утомлению. Активным отдыхом является прогулка на свежем воздухе, полноценный сон. Безусловно, что ребенок будет с желанием ходить в школу, делать уроки, в том случае, если не будет чувствовать усталость, утомление. А это прежде всего зависит от спокойной обстановки в семье. Важно, чтобы школьник соблюдал режим дня, приходил в класс со свежей головой, выспавшись, без нервных срывов.

  Не забывайте, что дети всегда подражают взрослым. И хорошее, и плохое воспринимают не осознавая, не понимая, что хорошо, что плохо. Вы – пример детям во всем. Не создавайте в семье конфликтных ситуаций, не требуйте невозможного.

Советы родителям

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте его за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  1. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  1. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.
  1. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня плохих отметок не было» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  1. Забудьте фразу : «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  1. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  1. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  2. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в 1 классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
  1. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки».

10.Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11.В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то …». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12.Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13.Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

15.Учтите , что даже совсем «большие дети» (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.